Моторные масла - основные понятия

Плотность

Под плотностью понимается соотношение массы и объема. Для масел обычно приводится ее значение в кг/м3 при температуре +15 °C или +20 °C. Плотность смазочных масел варьируется от 700 до 950 кг/м3 в зависимости от качества базового масла, густоты и присадок.

Вязкость

Чем гуще жидкость, тем выше ее вязкость. Единицей измерения вязкости смазочных масел обычно является cSt (сантистокс)= мм2/с (система SI) или cP (сантипуаз) = mPas (система Si).  Вместе с любой единицей вязкости всегда должна указываться температура. Вязкость всех масел сильно падает при повышении температуры. Вязкость обычного моторного масла SAE 10W при температуре -20 °C может составлять 2000 cP, но при нагреве до +100 °C вязкость падает до 5,2 cSt.

Индекс вязкости

Индекс вязкости (ИВ) характеризует свойства жидкости сохранять вязкость в в широком диапазоне температур. Чем подвижней становится жидкость при нагреве, тем ниже индекс вязкости. ИВ сезонных моторных масел составляет около 95-110, всесезонных - даже свыше 200.

Температура вспышки

Температура вспышки отражает степень огнеопасности жидкости. Температура вспышки - это температура, при которой происходит выделение такого количества горючих паров, которое может вызвать вспышку при поднесении открытого огня, но сама жидкость при этом не горит.

Температура воспламенения

Температура воспламенения - это температура, при которой газы, испаряющиеся из нагретой в открытом тигле жидкости, горят после поднесения открытого огня не менее пяти секунд. Температура воспламенения обычно выше температуры вспышки на 10-50 °C.

Температура застывания

При снижении температуры масло густеет. При определенной температуре оно перестает течь под силой собственной тяжести. Эту температуру называют температурой застывания. Температура застывания зависит, в частности, от вязкости масла и химической структуры. У парафиновых масел застывание происходит из-за находящегося в составе масла парафина, который образует кристаллы. Чем больше масло остывает, тем крупнее становятся кристаллы, в итоге создавая в масле сеть, которая препятствует течению.   

Щелочной резерв

При работе двигателя в масло попадают кислотные соединения, которые появляются в процессе горения топлива. Их необходимо нейтрализовать, чтобы воспрепятствовать коррозии металлических деталей. Для этого в масло добавляют присадки, которые создают щелочной резерв. Его величину выражают общим щелочным числом (TBN).

Температура текучести

Минимальная рабочая температура трансмиссионных масел, при которой масло сохраняет текучесть.